РЕГБИ КАК ОБРАЗ ЖИЗНИ. СЕРГЕЙ ПОПОВ: ЧЕЛОВЕК-КОМАНДА

Сегодня мы публикуем материал журнала «RUGBY» об экс-игроке «Славы», а ныне одном из тренеров команды мастеров Сергее Попове, который вышел в ноябре 2018 года.

Вопрос о том, что остаётся в жизни, когда известный атлет уходит из большого спорта, кажется тривиальным: сотни и тысячи знаменитых и не очень спортсменов рано или поздно заканчивают карьеру. Кто-то из них остаётся в профессии, кто-то начинает своё дело или старается найти своё место в других областях. Но в том-то и дело, что настоящий боец навсегда остаётся в команде: только понимать этот термин уже надо по-новому. Для регби слово «команда» более значимо, чем для других видов спорта. Той сплочённости, «чувства локтя» в прямом смысле слова, такого крепкого духа нет ни в одном другом виде спорта. Это диктуется самой игрой, это диктуется борьбой на поле, это диктуется зависимостью и взаимосвязанностью каждого с каждым в матче. Сергей Попов — имя в регби громкое. Он – капитан, № 1. На него равнялись одноклубники и уважали соперники. Он повесил бутсы совсем недавно, в 2016 году. Сделал это не от хорошей жизни: так велели врачи. Сегодня он открывает новую страницу своей жизни – пробует себя на нелёгком тренерском поприще. Спокоен. Немногословен. Он скупо делится воспоминаниями, первыми впечатлениями от работы. В свои 36 лет он производит впечатление человека состоявшегося и вместе с тем открытого для всего нового.

ГДЕ РАСТУТ ПОБЕДИТЕЛИ

… Он стоит под накрапывающим дождём у кромки поля на родном стадионе «Слава». Вспомнить всё, что связано с прославленным московским клубом, даже самому Сергею Попову сложно – просто это почти вся жизнь со своими взлетами и падениями, горестями и радостями. Всё здесь. Завоёвано серебро и бронза чемпионатов России, отсюда отправлялся в сборную, за которую провел 24 матча, здесь рассказывал ребятам о чемпионате мира 2011 года, где удалось провести 3 матча.

… К стадиону «Слава» в Москве тянулась разномастная компания мальчишек — воспитанников клуба. Когда-то совсем юный Попов так же спешил на тренировку.

Многие психотерапевты утверждают, что всё или, во всяком случае, многое в жизни идёт от детства. С этой точки зрения будущей звезде повезло. В московском районе Люблино в соседней со своей школой, где учился Сергей, учителем физкультуры работает фанат регби Дмитрий Владимирович Бесполов. В 1995 Дмитрий Владимирович и заприметил в рослом, крепком мальчишке талант к игре. Про нестандартный подход к своим урокам заслуженного учителя России немало написано в педагогических изданиях. Среди его разработок есть и специальная программа по вовлечению ребят в игру овальным мячом. Про его особую методику воспитанники, например, вспоминают, как после тренировки ложились на паркет и слушали музыку. То есть релаксировали, как говорят сейчас.

Наверное, для Сергея Попова в этом виде спорте было нечто, что увлекло. Но это, скорее всего, случилось позже. А сначала самым ярким впечатлением от первого знакомства со спортом для Попова стала бесплатная форма, которую ему выдали. В общем, в регби он пришёл, как и многие другие, потому что занятия были бес — платные, – простодушно признаётся Сер — гей. Да ещё одевали, кормили, вывозили на сборы. Вспоминает, например, как поехали в Феодосию. Тут стал открываться другой мир, спортивная жизнь захватила.

Учёба же отошла на второй план. Нет, школу Попов не забросил. Ну, было несколько троек, а в целом учился хорошо. Дело в другом. В школе класса как коллектива не сложилось – каждый был сам по себе. А вот в регби – команда, – с гордость и уверенностью говорит Сергей.

Выпускники школы – регбисты каждый октябрь собираются вместе в родной школе и, конечно, играют. При этом здесь можно собрать не одну команду, ещё и спорить, в какую больше должно войти чемпионов Европы или чемпионов России. В этом командном духе, без сомнения, немалая заслуга Бесполова.

В НОВОМ КАЧЕСТВЕ

… У кромки поля Попов ждал разминки перед игрой. Теперь уже не своей, а игроков команды, которую тренирует. Его собственная игра на поле закончилась в 2016 году. «По здоровью», — пояснил он коротко. Но не из-за травмы. «Сама по себе эта игра не опаснее тенниса», — как бы оправдываясь, объясняет Попов. Были проблемы с сердцем, обмолвился один из его бывших тренеров. Карьера оборвалась внезапно. Перед вылетом на игру в Красноярск посередине сезона проходил обычный медосмотр, и тут его срочно отправили в больницу. По словам врача, вспоминают очевидцы, если бы тог — да Сергей улетел на игру, обратно бы уже не вернулся. Оказалось, проблемы были серьёзные. При своём росте и весе за сто килограммов, воистину пышущий здоровьем, боли списывал на обычное недомогание, усталость от больших нагрузок.

Пришлось делать срочную операцию. Блестящая карьера игрока завершилась. Было обидно, мог бы ещё играть. Тем более что в последнее время выступал успешно.

В команде был левым столбом, нападающим. На них держится схватка. Столбы выстраиваются в первую линию при розыгрыше. Во время схватки они сдерживают натиск соперника и ещё поддерживают хукера в борьбе за мяч.

Подходящая роль для Попова. Он же по типажу как русский богатырь, говорят о нём бывшие игроки команды. А на игру злой, азартный. Потому и во взрослый со — став попал, когда ему только должно было исполниться 18 лет, и сразу прошёл «боевое крещение». В первой же игре в Таганроге пришлось поучаствовать в драке с разгорячёнными соперниками. Произошло это в 2000 году. В 21 год дебютировал в сборной России, для столба это достаточно рано.

В начале нового века у команды «Слава» как будто открылось второе дыхание, и она резко пошла вверх. Спортивные аналитики утверждают, что в этом есть нема — лая заслуга № 1 команды – Сергея Попова. В 2002 году «Слава» вернулась в премьер-ли — гу, в 2007 стала бронзовым, а в 2008 – серебряным призером российского первенства. В 2011 году Попов играл на первом для нашей сборной чемпионате мира по регби в Новой Зеландии.

Возможно, это была вершина. Поговаривают, к Попову приходили с предложениями перейти в другие клубы страны, и даже поиграть за рубежом. Но он оставался в команде, где слыл легендой. «Попов – это душа команды», – возможно, несколько пафосно, но именно так говорят в «Славе». Его даже звали Папеном. В то время был очень популярен знаменитый игрок французского футбольного клуба «Олимпик» Жан-Пьер Папен, верный цветам своей команды. То ли некоторое созвучие в фамилиях сыграло свою роль, то ли привязанность к клубу, но так или иначе прозвище так и осталось за Поповым. Он капитан по при — роде – серьёзный и авторитетный, умеет людей организовать. Его всегда слушали, рассказывают бывшие игроки «Славы».

«Папен» был предан своей команде, даже когда наступили тяжёлые времена. Некоторые игроки потянулись в другие клубы, где деньги платили. А вот Попов остался. Было это десять лет назад.

ДУХ РЕГБИЙНЫЙ

Мог ли он уйти из команды после завершения карьеры игрока? Казалось бы, Сергей выучился на юриста. Причём по-настоящему, без скидок на сборы и соревнования. Новая дорога, что называется, открыта. Но для него, похоже, так вопрос даже и не сто — ял. Он твёрдо решил стать тренером.

Многие товарищи по команде уверены, что из-за окружения, духа товарищества, атмосферы, драйва. «Я играл 15 лет и почти всех игроков, которые выходили на поле, знал лично. Получается, что всё друг про друга знаем», – делится он.

Регби – вид спорта обособленный. Узок круг посвящённых. Зато эта связь не теряется, даже в обычной жизни за пре — делами поля: люди всё равно друг другу помогают. «Бывших регбистов просто не бывает», – уверен Сергей.

Спорт стал частью жизни, по крайней мере привел к дисциплине в жизни, рассуждает Попов. С тех первых его лет в регби сложились приоритеты, которые не по — менялись и теперь. Команда — один из них, что на поле, что в жизни.

«Есть команда, и у неё есть цель. Все мы идем к ней, начиная от персонала и заканчивая детьми, которые приходят на тренировку, – говорит Попов. – Командный дух включает в себя и прочие качества. Если не работать над скоростью, не будет скорости, а без работы над «физикой», не будет физики или силы», – старается он рассуждать как тренер. Но знает сам: времени ещё мало прошло, чтобы полностью сформироваться в новом качестве. В свою новую роль тренера нападающих пока только входит.

Это ему теперь нужно учить других, как стоять в схватке, проходить коридор. А в целом те же сборы, тренировки, игры. Да и от игрока много осталось, признаётся Попов. Например, бывает несдержан, эмоционален, да и крепкое словцо проскакивает.

Словом, с командой проводит точно не меньше времени, чем когда сам играл. Весь смысл в этих общих совместных тренировках. Приходится воспитывать внутреннюю дисциплину и вообще как-то планировать жизнь. «Приходится думать не только за себя, но за игроков. Хочется же, чтобы команда занимала места, игроки попадали в сборные, говорит Попов. – Какие-то возможности совершенствовать игру, конечно, можно увидеть. По крайней мере, самому кажется, что видишь. Но всё равно игроку в голову не залезешь. От того бывает тяжеловато». В команде ведь тридцать человек, и у каждого свои мысли, к каждому нужен индивидуальный подход.

Ответственности тоже стало больше. Хотя, конечно, основной груз здесь несёт старший тренер. Но в целом на всю игру уже смотришь с другой стороны, по-другому мыслишь. Масштабнее что ли.

Но подготовка к матчу – это далеко не всё, что тревожит Сергея Попова. Надо думать, как развивать регби дальше. «Сегодня отношение к спорту со стороны государства изменилось, – размышляет Попов. – Того, что было в Советском Союзе, и даже того, что я застал в девяностые, уже нет. Поддержка государства чувствуется, она солидная, но частные вложения должны быть».

Раньше крупные заводы, как та же «Слава», поддерживали команды, это позволяло уменьшить нагрузку госбюджета на спорт. Различие в том, что тогда поддержка могла быть по разнарядке сверху. А теперь поддерживать какой-либо клуб никого не заставишь.

«Коммерция везде. За секции в школах тоже нужно платить, бесплатных нет. Никого не интересует, могу ли я сыну своему купить два раза в год форму и бутсы», – говорит Попов.

И всё же любительский регби сейчас на очень хорошем уровне, признаёт он. Поменялось руководство федерации, этому виду спорта начали чаще давать «зелёный свет». Да и детский спорт за счёт государства активно поддерживается: регбийные секции в спортивных школах бесплатные и всем необходимым обеспечены. Это потом уже, когда появляется команда, когда, как говорят физики, есть выход силы, необходимо искать серьёзных спонсоров.

Тем не менее всё равно надежда на поддержку государства. Без неё всё останется на том же уровне, какой есть, и ничего происходить не будет, говорит Сергей.

ЕСТЬ В ЖИЗНИ СЧАСТЬЕ?

Как устроить жизнь так, чтобы и тебе и всем близким было хорошо? «У нас в команде говорят, просто живи правильно. То есть живи так, чтобы о тебе не говорили плохо», – поясняет Попов. «Надо жить так, как ты хочешь, чтобы поступали с тобой, такова жизненная позиция», – добавляет он.

«Когда находишься в своём кругу, десять раз подумаешь, как поступить, чтобы потом не аукнулось. В помощи тоже не откажешь, хотя, бывало, приходилось об этом жалеть», – вспоминает Попов. И самому за помощью обращаться приходилось. Помогали.

Этот круг больше чем команда. Даже среди игроков есть те, кто работает, например, в таможне или в правоохранительных органах. Но и для них регби не просто хобби, а часть жизни.

«Регби – это такой образ жизни», – уверен Сергей Попов. В него вовлечены все. И семья прежде всего: и любимая жена, с которой сочетались браком в этом году, и отец, и друзья – все ходят на матчи, все поддерживают команду. …

Тут на небе сквозь тучи проглянуло солнце. Дождь прекратился – как раз к разминке перед игрой. «Пора на поле», – сказал Сергей Попов. «Получается, в жизни всё хорошо сложилось?», – выпалил вопрос, который вертелся на языке. «Я счастливый человек», – улыбнулся Попов и пошёл к своей команде.

Текст: Евгений Владимиров

Фото: Анастасия Осипова

Поделиться: