Ксения Гетманова: «Свою жизнь без лучшей в мире игры с мячом не представляю»

Обстоятельно поговорили с начальником нашей команды Ксенией Гетмановой о том, как она попала в регби, почему решила пойти на судейские курсы, что самое сложное было в работе администратора сборной, Кубке мира 2019 года в Японии, съемках в кино и многом другом.

ВЫБОР МЕЖДУ РЕГБИ И САМБО

— Расскажи, как произошло твое знакомство с регби?

— Я родом из Воронежа, где о регби лет 10 назад мало еще знали, поэтому впервые услышала о нем только когда переехала в Москву. Было это в 2013 году, я поступила в Московский инженерно-физический институт (МИФИ) и мне предстояло выбрать секцию, в которую надо было ходить в рамках занятий по физической культуре. Выбирала, выбирала и остановилась на регби (улыбается). Кстати, был еще вариант с самбо, но я остановилась на лучшей в мире игре с мячом. Регби в МИФИ всегда котировалось высоко, в футболе и волейболе тоже были сильные команды, но туда брали только со спортивным разрядом.

— На тот момент в МИФИ была женская команда?

— Женская команда была, но тренировались мы вместе с мальчиками. Поначалу своего поля для тренировок у нас не было, мы переодевались и бежали в коломенский парк, где была пойма, которая и была местом для тренировок.

Для меня это были не только занятия по физкультуре, регби мне очень понравилось, душа легла, сердце екнуло, и я стала постепенно все ближе и ближе знакомиться со всеми нюансами.

Но, конечно, понадобилось время, чтобы полностью вникнуть в игру и понять ее, на первом этапе было многое непонятно. В сентябре 2013 года я начала заниматься регби, а полностью понимать, что к чему, стала уже весной 2014 года, когда готовилась к Спартакиаде в Крымске вместе со сборной Москвы. Но окончательно освоила предмет уже попав на судейские курсы, которые вел Павел Александрович Берзин. Со мной на них пошли еще нескольких девчонок из команды МИФИ.

— Кто из сборной Москвы потом заиграл на высшем уровне?

— Из мужской команды Саша Романов, Патрис Пеки, Кирилл Голосницкий.

СУДЬЯ

— На судейские курсы ты пошла лучше узнать игру или с конкретной целью стать арбитром?

— Я пошла за компанию с девочками, которые хотели начать судейскую карьеру, а вот я хотела лучше узнать игру. А получилось так, что из той группы девочек, стали дальше судить я и Настя Соболева (лучший женский арбитр 2022 года).

— Помнишь свой первые соревнования в роли арбитра?

— В Тушино работала на матчах детских команд «поперечников» (играют поперек поля).

— Какие самые запоминающиеся турниры, на которых ты работала?

— На этапах чемпионата Европы по регби-7 в Москве была боковым арбитром. Это потрясающие ощущения, осознавать, что работаешь на турнирах такого уровня. Если брать внутренние соревнования, то это, конечно, чемпионат России по регби-7 среди женских команд, где я уже судила в поле. И, конечно, назначение на матчи чемпионата Европы по регби-7 среди женских команд в дивизионе «Конференц».

— Сейчас среди российских есть судья, который импонирует тебе больше других?

— Мне у каждого арбитра нравится что-то свое.

— Например, что нравится у Алексея Брызгалина?

— У него интересное чувство юмора (смеется). Мне очень близка манера Алексея Лебедева, который сразу расставляет приоритеты и держит игроков на расстоянии, не давая никому расслабиться. Отмечу и Артура Каптюха, у которого тоже не забалуешь (улыбается).

ВЕСЕЛЫЙ ЛИН

— Когда и как произошел твой переход от судейства к административной работе?

— Я продолжала учиться, работала в логистической транспортной компании и параллельно судила. И когда мне предлагали судить те или иные соревнования, то приходилось подстраиваться под рабочий график. Но в один прекрасный день поступило предложение от Глеба Бабкина (сейчас директор по развитию регби в регионах ФРР – прим.авт.). Я подумала, что если мне так нравится регби, то почему бы полностью не уйти в эту область и начала работу в Федерации регби России под руководством Виктора Корочкина, который отвечал за детско-юношеское регби. Было это в апреле 2018 года.

Через какое-то время появилась возможность перейти на работу со сборной командой, я, конечно, с удовольствием согласилась и вошла в административный штаб сборной России по регби. Это было осенью 2018 года, сборная России уже вовсю готовилась к Кубку мира в Японии. Я прекрасно понимала, что на этой должности будет огромный объем работы, но при этом я получу колоссальный опыт. В год подготовки к Кубку мира мы провели на сборах больше 200 дней, у ребят были колоссальные нагрузки. У стаффа, административного штаба, как вы понимаете, работы также было огромное количество, но опять же – это фантастический и ни с чем не сравнимый опыт.

На первом этапе все было в новинку, шел процесс адаптации и притирки к команде, ведь, по сути, я одна была девушка в команде, нужно было поставить себя правильно, к счастью, некоторых ребят я знала, они очень поддержали. Получилось, что я попала с корабля на бал: команда была на сборах, надо было все контролировать там и параллельно готовить документы на следующий выезд. Но это были приятные хлопоты, мне очень хотелось во все вникнуть, разобраться, поэтому работала с удовольствием.

— В то время тренерский штаб сборной России составляли в основном иностранцы во главе с Лином Джонсом. Насколько легко было найти общий язык с ними?

— Не могу сказать, что мне было тяжело выстраивать с ними отношения. Это достаточно позитивные люди, которые меня сразу тепло приняли. Тем более, что у меня не было проблем в плане коммуникаций на английском языке. У нас никогда не было никаких недомолвок и конфликтов.

— Игроки называли за глаза Лина Джонса «Артистом». Он действительно любил сыграть на публику?

— Лин – очень веселый человек и всегда мог исполнить хорошо (улыбается). Например, он очень хорошо поет, обладает чувством юмора и всегда мог разрядить обстановку. Это добавляло позитива команде.

— Когда живешь от сбора до сбора, от матча к матчу, что самое противное в этой бумажной работе?

— Всегда ненавидела готовить документы на визы (улыбается). Их надо было собрать огромное количество! Например, кто-то присылал фотографии своих пальцев на фоне ковров, все это приходилось вырезать, фотошопить. Одним словом, очень много возиться.

НА КУБКЕ МИРА ЯПОНЦЫ ПРОДУМЫВАЛИ АБСОЛЮТНО ВСЕ

— Были случаи, когда кому-то отказывали в визе?

— Таким моментов не припомню. Вся процедура проходила при поддержке Министерства спорта РФ и никаких проблем не возникало. С поездкой в Японию вообще все прошло быстро, так как сделали специальные облегченные визы для участников Кубка мира.

— Ты считала в скольких странах была в 2018 и 2019 годах?

— Честно, не считала, сейчас уже какие-то поездки в памяти не остались.

— А какие запомнились?

— В Аргентину и Уругвай на Кубок наций, а также в Японию, где я была дважды в 2019 году. В апреле мы с Зориком Масандиловым ездили на семинар, который организовал Международный совет регби (World Rugby) для менеджеров сборных-участниц Кубка мира. Я для себя очень много полезной и важной в работе информации подчерпнула. Нам рассказывали о культуре и традициях Японии, правилах, как вести себя в той или иной ситуации, правильно общаться с персоналом.

Был очень интересный пример из реальной жизни, когда игрок перешел дорогу в неположенном месте, что зафиксировала камера и полицейские приехали к этому игроку в гостиницу прямо перед выездом команды на игру. Нам рассказывали, что делать и как правильно действовать в подобной ситуации, чтобы решить вопрос с полицией. Сначала давали возможность накидать свои варианты, а потом уже рассказывали, как лучше поступить.

До сих пор мне в работе очень помогает информация, полученная тогда на семинаре относительно того, как правильно поступать и писать аргументирующую позицию, если игрок получил красную карточку. Нам рассказали, как должен себя вести игрок во время заседания комиссии, которая определяет срок дисквалификации, что говорить и так далее.

— В плане организации никаких проблем на Кубке мира не было?

Нет, все было отлично организовано! Мы жили в отличных отелях, японцы продумывали абсолютно все. Например, для игроков выше 190 см предоставляли специальные кровати, чтобы ребятам было комфортно. За нами была закреплена грузовая машина, которая перевозила вещи, инвентарь и всегда следовала за нашим автобусом.

— Какое место занимает поездка на Кубок мира в Японию в главных событиях твой жизни?

— Ну в топ-3 точно входит (улыбается). Это незабываемые впечатления!

ОТ СБОРНОЙ К КЛУБУ

— Работать в клубе после сборной уже проще или в клубе загруженность больше?

— Функционал различается. В первую очередь, потому что у меня должность в «Славе» другая и ответственности больше. В клубе, все-таки, жизнь кипит весь год, а в сборной мы собирались в определенное время года (если, конечно, не брать подготовку к Кубку мира). В клубе попроще, потому что нет заморочек с визами плюс нет никакой гонки, можно спокойно все планировать заранее, зная расписание матчей на год вперед. В сборной России, бывало, сидишь на одном сборе и параллельно готовишь уже следующий.

— Есть игроки, с которыми тебя всегда было легко общаться и работать? То есть, чтобы вокруг не происходило, они всегда сохраняли спокойствие и позитив.

— В «Славе» это Гера Годлюк, в сборной Витя Гресев, Женя Матвеев, Вова Остроушко, да многих ребят я могу назвать, все отзывчивые и всегда помогали. Так что не хватит времени всех перечислить, да и вдруг кого-то забуду, обидятся (улыбается).

— Сейчас регби ты смотришь глазами начальника команды, судьи или болельщика?

— Сейчас болельщик во мне умер, эмоции стараюсь отключать, больше смотрю глазами начальника команды и, конечно, обращаю внимание на работу судьи. Это всегда интересно.

— В российских регбийных клубах еще есть девушки, работающие на подобной должности?

— В «Енисее-СТМ» Аня Минисламова, но она администратор команды. Больше, насколько я знаю, таких примеров в регби нет.

СЪЕМКИ В КИНО

— Ты уже дважды снималась в сериалах. В 2020 году это был сериал «Регби», в 2024-м «ОПГ». Как так получилось?

— На фильм «Регби» сначала меня пригласили в качестве дублера главной героини, а затем, когда режиссер увидел, что она и так прекрасно справляется, надобность в дублере отпала. Если были какие-то сложные трюки, то их уже выполняли каскадеры. Ну а потом мне предложили сыграть судью, и я с удовольствием согласилась.

— Сколько длился съемочный день?

— Мы приезжали на стадион «Фили» к 7 часам утра, а уезжали около 20.00. Всего на съемочной площадке я провела три дня.

— Для тебя это было сложно?

— Я бы не сказала, что сложно, а вот скучно иногда было, когда приходилось ждать по 2-3 часа подготовки к следующим эпизодам, но зато возникло понимание, какой колоссальный объем работ проводится, чтобы мы увидели 2-3 минуты на экране.

— Уже потом ты смотрела сериал по ТВ?

— Смотрела, но не полностью. Все-таки сериал «Регби» больше о жизни, чем о регби.

— Человек, который с регби не знаком, смог бы понять и полюбить игру по этому сериалу?

— Сейчас мой брат с женой смотрят, им нравится. Понять игру по этому фильму нельзя, а вот проникнуться динамикой и красивыми эпизодами, присущими регби – вполне возможно.

— В сериале «ОПГ» ты тоже поначалу не должна был сниматься?

— Да, все верно, я изначально выступала в роли организатора и консультанта. Но потом решила поучаствовать в кастинге на роль судей и меня отобрали вместе с еще двумя девочками. Поскольку я была консультантом и знала все нюансы, были принято решение, что я буду сниматься в роли арбитра в поле.

— Съемочная группа, актеры проявили интерес к игре?

— Да, им было интересно, до последнего времени никто из них не был знаком с регби, а некоторые путали с американским футболом. Им были важны все нюансы и детали игры, чтобы полностью передать зрителю всю красоту и неповторимость нашего вида спорта.

РАБОТА НА ТВ

— Сейчас ты можешь представить свою жизнь без регби?

— Честно говоря, нет. Было время, когда я жила регби 24/7, регби, регби, регби, но из-за ряда ситуаций, розовые очки были вынужденно разбиты, и я в серьез подумывала о том, чтобы уйти. Я долго обдумывала это решение и, проанализировав весь свой путь, сколько всего яркого и позитивного связывало меня с регби, поняла, что, наверное, не смогу это просто так взять и бросить. Но мне нужно было обратить внимание на другие аспекты жизни и интересы, поэтому сейчас я уже не погружаюсь в регби настолько сильно, зато успеваю соскучиться, что придает сил выкладываться на работе на 100%. Но мне это все безумно нравится, и я получаю от работы в регби удовольствие.

— Под фразой «обратить внимание на другие аспекты жизни и интересы», я так понимаю, ты подразумеваешь свою работу на ТВ. Расскажи о ней.

— Да, моя вторая работа связана с телевидением и есть огромное желание там проявить себя. В частности, очень интересна продюсерская тема и хочется попробовать себя в роли ведущей. Для этого мне, конечно, нужно поработать над тяжелыми взаимоотношениями с камерой, поэтому в конце августа иду учиться в академию Матч ТВ. Конечно, в первую очередь для меня это будет борьбой со своими страхами, но и на судейские курсы я шла чисто правила получше узнать, поэтому кто знает, как все обернется (улыбается). Если честно, там очень много направлений, по которым можно идти, учиться, добиваться новых высот. Но только параллельно с регби, свою жизнь без лучшей в мире игры с мячом не представляю.

 

Поделиться: